18 Января 2019
Бизнес начинает покупать, а не арендовать
Аналитики компании «Мосреалстрой», входящей в девелоперский дивизион Стройкомплекса Москвы, обозначили новые тенденции спроса на коммерческие помещения в столице, среди которых - переход малого и среднего бизнеса от арендных площадей к приобретению собственных помещений, в том числе – в ипотеку, а также радиальное смещение торговой активности.
В 2016-2018 гг. «Мосреалстрой» реализовал 14 058,7 кв. м коммерческих площадей во всех административных округах Москвы. За этот период количество участников электронных аукционов выросло в 2,5 раза, изменился и сам портрет участника. «Если раньше большинство помещений выкупали инвесторы для последующей сдачи в аренду, то теперь на первые роли выходят сами собственники бизнеса, - отмечает Юрий Барсуков, руководитель управления реализации компании Мосреалстрой. – Так, в 2016 г. 8 из 10 лотов покупали инвесторы, а в 2018 г. уже более 71% приобрели сами коммерсанты, планирующие открыть свой бизнес. Это связано как с несговорчивостью арендодателей, так и с желанием бизнеса диверсифицировать свои активы, тем более, что в ходе электронных торгов приобрести коммерческие помещения можно на более чем привлекательных условиях: стартовые цены всегда находятся в нижнем ценовом диапазоне».
Третья причина интереса бизнеса к помещениям на первых этажах жилых комплексов – изменение поведения покупателей: все больше жителей Москвы предпочитают совершать покупки недалеко от дома. За истекший год клиентов потерял не только центр города, но также мега-моллы и гипермаркеты за МКАД. В спальные районы устремились магазины, бары и кафе. И даже шведский гигант IKEA вынужден идти за клиентом и открывать небольшие офисы продаж в районах ближе к Третьему транспортному кольцу.
Как правило, покупателей коммерческих помещений в жилых комплексах интересуют лоты площадью 60-150 кв. м с высотой потолков порядка 3 м и достаточным пешеходным трафиком. Интерес вызывают как типовые предложения в ЖК комфорт-класса, так и просторные помещения в готовых объектах бизнес-класса, в частности – просторные помещения с потолками высотой 4 м и общей площадью 544 кв. м на первом этаже ЖК «Концепт House» на Западе Москвы.
Именно в 2018 г. аналитики компании зафиксировали новый тренд – приобретение нежилых помещений у города через электронные аукционы в ипотеку. Этот финансовый инструмент в сочетании с профессиональным техническим сопровождением городской компании «Мосреалстрой» в значительной степени упрощает для малого и среднего бизнеса открытие новой точки. Сами предприниматели не всегда могут самостоятельно разобраться в процедуре торгов – порядка 3% участников не смогли выйти на торги в 2018 г. из-за некорректной подачи заявки и оформления документов на торговой площадке.
Источник - CRE